Ardel'Fi (ardelfi) wrote,
Ardel'Fi
ardelfi

Новости из мира будущего

Для нормальных людей имя Родни Брукс ничего не значит, а для меня он получился как Ленин для КПРФ. Он был (и можно сказать остаётся) одним из Человечищ робототехники, одним из основателей компании iRobot, хотя потом и увлёкся сомнительными человекоподобными конструкциями (может слишком рано увлёкся? может время тогда ещё не пришло и народ был морально и физически не готов, как сейчас?), после чего всё пошло не так. Однако он жив и здоров, пишет не хуже прежнего, а главное мыслит не хуже прежнего, и его мнение по этим делам в контексте робототехники и автономии ценнее чем навязчивые мнения самопровозглашённых авторитетов "по роботам, ИИ и чёрным дырам", в количествах, требуемых для заполнения вот этого пространства.


Брукс сделал большой прогноз с датами по волнующим каждого сколько-нибудь честного человека темам: автономные, электрические и летающие машины; роботы и машинное обучение; и немного (точнее мало и выборочно) космос. Но сначала определения некоторых терминов. Летающая машина -- это автономная машина, незначительно отличающаяся по требованиям и возможностям от обычного автомобиля; не требующая опыта пилотирования, лицензий, планов и прочего авиационного; и позволяющая пассажиру быть в нормальной одежде, как в обычной машине. Автономная машина -- это не обычная машина с изъятием водителя и сохранением его функций, а машина как часть транспортной инфраструктуры города, с зонированием (сюда можно заехать, туда нельзя, тут можно парковаться или высаживать, там нет, и подобное) и множеством мелких последовательных изменений существующих норм.

Про машины.
Не раньше 2036. Может даже не раньше 2050. Покупка летающей машины доступна любому жителю штатов с достаточным количеством средств.

Не раньше 2042. Летающие машины составляют 0.01% всех машин в штатах. Сегодня это было бы ~26 тысяч.

Не раньше 2050. Летающие машины составляют 0.1% всех машин в штатах.

Не раньше 2021. Первая выделенная полоса для полностью автономных (руки не нужно держать на руле) машин на общественном шоссе.

Не раньше 2024. Такая выделенная полоса, где машины на связи и движутся с уменьшенным интервалом на увеличенной скорости относительно обычных ограничений для водителей.

Не раньше 2022. Первое автономное такси в крупном городе штатов, с определёнными местами посадки и высадки, ограничением на погоду и время суток. Места будут не парковками, а аналогами остановок автобусов – маркированными и выделенными специально для этого дела.

Не раньше 2025. Такие такси в десяти городах штатов, где машины также ездят с водителями в другое время и в расширенном районе; определится динамикой снижения стоимости электроники машины.

Не раньше 2028. Такие такси в пятидесяти крупнейших городах штатов. Начало процесса будет медленным.

Не раньше 2023. Специальные автономные машины для доставки мелких грузов в крупном городе с ограничением по ширине дорог (чтобы их объезжали).

Не раньше 2023. Прибыльный гараж для некоторых моделей машин, чтобы их можно было оставить и забрать у въезда, и они сами парковались в необитаемом гараже. Выгода в значительно большей плотности парковки машин, но потребуются затраты на инфраструктуру гаража и связь между машинами.

Не раньше 2032. Автономные такси в крупном городе штатов с произвольным местом посадки и высадки, хотя бы в ограниченных зонах. Это то что сегодня делают обычные такси, Убер, Лифт и подобные.

Не раньше 2035. Автономные такси на всех улицах амовских аналогов Зажопска и Зажопских Выселок, если только обычная парковка и водители не будут запрещены прежде того.

Между 2027 и 2031. Крупный город запрещает парковку и обычные машины на значительной части территории, освобождая её для свободного перемещения автономных машин. Это будет началом массового перехода на автономные машины.

Не раньше 2045. Большинство городов штатов перевели большинство своих центральных районов на такие правила.

Не раньше 2038. Почти все проданные в штатах машины электрические.

Не раньше 2050. Частные машины могут опуститься под землю на платформе, и переместиться под землёй в другое место города на скорости больше 161км/ч. Могут быть демонстрационные проекты, но не реально доступный массовый сервис.

Не раньше 2050. Первый случай когда автономная машина в ДТП решает кого из нескольких людей спасти.

Про роботов, ИИ и подобное.
До 2018. Техническая пресса начинает писать о пределах глубинного обучения в стиле "конец эпохи".

До 2020. Популярная пресса начинает писать о конце эпохи глубинного обучения.

До 2021. Венчурные капиталисты понимают что для возврата на инвестиции нужно нечто большее чем упоминание глубинного обучения в названии. Это следует понимать с долей юмора.

Между 2023 и 2027. Для ИИ появляется нечто взамен глубинного обучения. Чем бы это ни было, кто-то уже над этим работает, и что-то уже об этом опубликовано. Будут безосновательные заявления что "это было до 2023".

Не раньше 2022. Пресса и исследователи оставляют позади "тест Тьюринга" и "законы Азимова" применительно к ИИ и машинному обучению. Очень хотелось бы верить.

Между 2030 и 2040. Манипуляторы на уровне человеческой руки общедоступны. Хотелось бы верить.

Не раньше 2026 (в лабе), не раньше 2030 (на все деньги), не раньше 2035 (доступно).
Робот, способный перемещаться в обычном доме в штатах, со всеми его лестницами, порогами, срачем и щелями между мебелью.

Не раньше 2028. Робот, способный физически помогать престарелым во многих делах (вылезти из кровати, помыться, в туалет, и подобное), а не только в одном деле. Однозадачные могут быть раньше, но их быстро окажется физически слишком много в местах вроде домов престарелых.

Не раньше 2025 (в лабе), не раньше 2028 (доступно). Робот, способный выполнить доставку на последних десяти метрах маршрута: доставить посылку из грузовика в дом, и оставить в доме около входной двери.

Не раньше 2023 (в лабе), не раньше 2025 (доступно). Говорилка, способная следить за контекстом разговора длительное время, и заметно не повторяющаяся.

Не раньше 2030. Система ИИ с неповторяющимся функционированием (не как в дне сурка) на уровне мыши.

Не раньше 2048. Робот, кажущийся умным, внимательным и верным на уровне собаки. Это очень трудно сделать, и до этого ещё очень далеко.

Не раньше 2050. Робот, понимающий собственное существование, или существование человеков, на уровне шестилетнего ребёнка.

Про космос.
До 2018. Запуск человеков (испытателей) в суборбитальный полёт частной компанией.

Не ранее 2020. Небольшое количество платных частных пассажиров на таких полётах.

Между 2022 и 2026. Регулярные суборбитальные полёты чаще раза в неделю.

Не раньше 2027. Регулярные орбитальные полёты платных пассажиров. Российские полёты были нерегулярными, и уже прекращены.

Между 2019 и 2021, до 2022 двумя разными компаниями. Следующий запуск человеков на амовской ракете. На сегодня в планах записан 2018.

Не раньше 2020. Два платных пассажира в облёте Луны с запуском на Фалкон Хэви.

Не раньше 2026. Доставка груза на Марс для дальнейшего использования человеками. СпейсХ пишет 2022, что потребует спешки ради пиара.

Не раньше 2032. Человеки на Марсе пользуются ранее доставленным грузом.

Не раньше 2036. Первая "постоянная" колония человеков на Марсе.

Не раньше 2050. Перелёты из одного места планеты в другое быстрее чем за час на BFR.

Не раньше 2050. Регулярные перевозки между двумя городами на Гиперлупе.

Всё это написано с небольшой долей сарказма, юмора и оптимизма, без чего честный человек прогноз написать принципиально не может, и преимущественно в контексте жизни автора, потраченной на попытки создания роботов, автономных и не очень. Также для автора прогноза "не раньше 2050" значит "не при моей жизни", что следует помнить всем: некоторые вещи могут случиться или не случиться "не при моей жизни", что принципиально определяет их значимость индивидуально для каждого человека.
Tags: техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments