Читаю дальше, уже про дефицит на рынке свинца. В 2016 дефицит, в 2017 дефицит, и в 2018 ожидается дефицит -- величины небольшие, но отрицательные. Дальше читаю про дефицит на рынке меди, алюминия (но как, сэр!?), вольфрама, ванадия, олова, цинка. И всё это не из-за массового сокращения производства, а в целом при его росте. Дефицит на рынке серебра уже много лет норма, которую я перестал пытаться понять -- где-то в мире есть бездонные закрома, откуда годами вывозят серебро, а оно всё не кончается, теперь ещё и производство серебра сократилось.
Возникает вопрос:
В расчётах баланса рынков очень часто появляется примечание о возможной неполноте данных, преимущественно из-за непрозрачности Китая и его действий в Азии. Что это значит ясно сразу: мировой рынок распадается на блоки, как минимум на "китайский" и "прочее". Непрозрачность рынка создаёт значимую разницу в ценах, также часто заметны действия китайских властей по направлению потока материалов в своих интересах, а не в рыночных, за что из штатов в Китай постоянно светят лучи ненависти. Вместе эти факторы достаточны для распада рынка на части. Исторический пример такого процесса есть, и историческим наследием его стало существование компании Гленкор, одного из гигантов рынка ископаемых ресурсов. Во время увлекательных событий на рынке нефти в семидесятых, расторопные евреские парни Марк Рич и Пинкус Грин наладили импорт запрещённой иранской нефти в штаты с наценкой, которую могли сами назначать. Наценка у них получалась весьма большой, но не слишком большой -- дело шло хорошо. По ходу дела нефть попадала и в Израиль в нужных количествах, что не было забыто, и потом оказалось важно для Марка. Властям штатов не нравилось такое циничное отношение к их запретам, а также уклонение от законной уплаты штатам налогов с незаконной торговой деятельности, и они решили его скрутить и закрыть, но получалось плохо -- каждый раз что-то не складывалось, и Марк оставался на два шага впереди. Есть мнение что поддержка Израиля нефтью не была забыта, и когда Марку была нужна поддержка, он её получал от старых друзей без задержек. Также у Марка был очень необычный (для нашего времени) подход к сотрудничеству с людьми: когда ему приходилось расставаться с партнёром или увольнять человека, он заботился чтобы у такого человека были комфортные условия на переходный период (бабло), и комфортное продолжение деятельности (работа или бизнес), что обеспечивала Марку не только возможность взаимопомощи и продолжения сотрудничества с таким человеком в будущем, но и сохранность всех его секретов. В результате этой истории Марк оказался жителем Швейцарии, гражданином Израиля, Бельгии, Боливии, Испании и всё ещё штатов, а также основателем Гленкор и владельцем персонального гигабакса. Умер Марк от старости в Швейцарии, с формальным прощением от президента Клинтона (в последние минуты президентства, и не без принуждения друзей), которое Марк всерьёз так и не принял. Пинкуса Клинтон тоже простил, и это прощение оказалось столь же важно.
Однако! В этой истории важны не личности, а дефицит веществ и его последствия. Внезапно созданный (а не спонтанно возникший) дефицит на рынке одного важного вещества развалил мировой рынок на части: была нефть иранская, которую иранцы с удовольствием продавали; и была нефть амовская, которую амы без удовольствия покупали в разы дороже; и были расторопные парни, которые в реальном времени строили туннели между обломками внезапно развалившегося на куски мирового рынка, превращая дешёвую иранскую нефть в дорогую амовскую, и туннелируя её сквозь все запреты. Этот полезный опыт следует запомнить -- список таких веществ на сегодня получается волнующе длинным, и со временем лишь удлинняется, а к 2020 в нём снова может оказаться нефть. Однако опыт личностей тоже представляет ценность -- расторопные парни из корпоративных подвалов пришли по покрытой полезными веществами дороге к закату жизни с персональными гигабаксами и спокойным отношением к ненавистникам и их прощениям, а не с "пенсионными накоплениями", которые в переводе на правду означают заведомую нищету и полную зависимость от властей во всём до конца жизни. Sapienti sat.