
Пик производства платины и палладия был пройден двенадцать лет назад (2006), а сейчас формировалось плато: производство платины находится на уровне 91%, палладия -- 94%. А тем временем будущая потребность в платине смещается из дизельных двигателей в топливные элементы. Производство водорода внезапно осознано как метод накопления энергии нестабильной генерации, и одновременно (в Японии) как новое топливо для транспорта. Можно оспаривать выбор японцев, но это их выбор и они его сделали, и уже не только они. Для водородного будущего весьма нежелательно потерять ~80% добычи платины, а вместе с ней и рутения и иридия для производства электронных компонентов. О двух последних, и заодно о родии, достаточно сказать что это попутно добываемые металлы, и преимущественно в Африке. Сократится производство платины -- всё это поисчезает с рынка моментально, потому что цена вопроса (закупки) невелика, а остановившийся из-за одного материала завод совсем не входит в планы производителей электронных компонентов, с которыми и так нелегко на рынке.
В контексте указа Трампа платиновая группа критически важна для производства авиационных реактивных двигателей (отливки и покрытия), газотурбинных двигателей для электрогенерации, катализаторов для нефтепереработки и автотранспорта, топливных элементов, жёстких дисков, конденсаторов, дисплеев, компонентов для автотранспорта, химических катализаторов, медицины, кристаллизаторов, металлургии и электроники. "Не важна" она лишь для военной промышленности, но это упущение в документе ничего не меняет -- металлы и так в списке критических. В списке не оказалось золота, но он и без золота получился длинным. А с золотом ситуация вырисовывается без сюрпризов, причём это уже мнение аналитиков S&P Global. Ожидая рост производства до 2020, они предупреждают о резком падении производства в 2021 -- это результат уже принятых решений по финансированию добывающей промышленности. Например, производство золота в Австралии достигнет максимума 317т в 2019, потом сократится на 9% в 2020, и на 33% до 212т в 2022 -- на треть за три года. В целом производство будет сокращаться из-за истощения месторождений, достигнув сокращения на 15% к 2022 для уже работающих месторождений. Это общее сокращение ожидается с учётом большого роста добычи в Канаде. Но это всё лишь ожидания, не учитывающие проблем с финансированием из-за не относящихся к добывающей промышленности событий, потому это сокращение можно считать позитивным краем спектра возможностей. Цена золота сейчас лишь чуть выше себестоимости добычи для основных производителей, потому производство золота сейчас максимально чувствительно к росту бакса, финансовым потрясениям и прочим ожидаемым событиям.
Среди других тяжёлых металлов в списке оказался рений, от которого зависит производство авиационных турбин и газотурбинных двигателей, катализаторов для нефтепереработки, и прочих оказавшихся важными применений. Рений в штаты поставляется из Чили -- крупнейшего производителя и беспроблемного для штатов торгового партнёра. Другое дело вольфрам -- Китай оказался и главным поставщиком штатов, и основным производителем. От поставок вольфрама зависят в принципе все из-за его применения в твердосплавном режущем инструменте. Однако от него зависит и производство авиационных турбин и газотурбинных агрегатов, бронебойных снарядов, катализаторов для нефтепереработки, электронных компонентов, специальных сталей и химических катализаторов.
Несколько отдаляясь от тяжёлых металлов, но совсем недалеко, стало понятнее внезапное напряжение дружбы и сотрудничества штатов и Казахстана. Казахстан оказался основным поставщиком бериллия в штаты, а также основным производителем урана. Если с ураном всё в целом понятно, с бериллием гораздо интереснее. В штатах есть большое производство бериллия из собственных руд, поэтому зависимости от импорта нет, либо она незначительна и некритична. У бериллия много применений в военном и энергетическом секторе промышленности, и похоже нельзя просто так взять и купить себе двадцать тонн бериллия, не привлекая нездоровое количество очень нездорового внимания людей со строгими лицами. Нетрудно предположить что РФ закупается бериллием в Казахстане по старым советским производственным цепочкам.
Подводя итог, видно принципиальное изменение озабоченности штатов относительно металлов. В совсем недавнем прошлом проблема сводилась к распродаже накопленных за время холодной войны запасов всевозможных металлов, в том числе попавших сейчас в список критичных. Сейчас проблема очевидно сводится к обеспечению надёжности поставок критичных металлов, производимых торговыми врагами штатов. Трудно представить как всё это укладывается у них в голове: торговая война без конца против стран, поставляющих критичные для военной промышленности металлы. Однако всё это в целом указывает что рынок смещается в сторону внезапных и бесконечных дефицитов, которые могут получать самые разнообразные объяснения, но в целом похоже что это ранняя фаза ожидаемого пика металлов.