Ardel'Fi (ardelfi) wrote,
Ardel'Fi
ardelfi

Про летающие машины и интересное кино

Нет ничего лучше на ночь глядя, чем внезапно обнаружившееся интересное кино про ядерную войну. Все сколько-нибудь честные люди знакомы или наслышаны о старом и запоминающемся кино "Доктор Стренжлав", где в сатирической форме разыгрывается сценарий почти непреднамеренного начала ядерной войны, и печального конца печальной истории человеков. Однако оказалось что эта сатира была не оригинальным произведением, а карикатурой на ранее мне неизвестное кино с труднопереводимым названием "Fail safe" -- назову его "Мера предосторожности". Кино было старым, потому его втихаря пересняли в 2000 (с весьма приличными актёрами), и мне не показали до сих пор. Кино зачётное и даже качественное, однако в конце вывод сделан абсурдно глупый.

Вкратце, была у амов стратегическая система контроля воздушного пространства, где было видно кто и где летает. В системе были суперконтуперы, похожий на Сеймура Крея человек, и неизбежные но некритичные технические сбои. Ряд событий привёл к ситуации, когда в Москву было внепланово доставлено две двадцатимегатонные бомбы, и столь же внепланово то же самое бахнуло над Нью-Йорком, причём пресловутые русские оказались вообще непричастны. Наверно одного этого оказалось достаточно чтобы кино закопали -- что это за история такая, где амовские рукожопы взорвали мир, а русские вообще непричастны? Как это вообще возможно? Но вывод в конце кино сделан совсем другой, и вот это следует разобрать подробнее. Сразу предупреждаю что будут спойлеры, но посмотреть после этого всё равно стоит.

Итак, вершина технического прогресса, контуперная система со всеми мыслимыми сенсорами, даже близкое будущее просчитывает, но всё же не ИИ, и тем более не злой мизантропный ИИ. В мирном небе штатов мирно летают группы сверхзвуковых бомберов с парой двадцатимегатонных бомб каждый, и мирные сверхзвуковые истребители мирно охраняют мирное небо. Внезапно, система сообщает об НЛО, движущемся из ниоткуда курсом на штаты. Генерал отправляет истребители посмотреть на НЛО, ну и мало ли что. Ситуация под контролем -- обычно в роли НЛО оказываются рукожопы коммерческих авиалиний, не знающие куда лететь, ну и никаких тогда ещё транспондеров не было. Однако на всякий случай бомберы с оружием направляются в точки дежурства вблизи СССР. Вскоре выясняется что таки снова рукожоп, и система отзывает бомберы в своё мирное небо. Однако что-то пошло не так, и одна из групп бомберов вместо отзыва получает код активации боевой задачи, недвусмысленно отобразившийся на индикаторе перед пилотами. Пилоты выполняют запрограммированные в них фунции, и сверяют отобразившийся код с секретными пакетами. Коды совпадают, цель -- Москва. Пилоты решают проверить у начальства действительно ли пора бомбить Москву. Однако злые русские глушат весь эфир вблизи своих северных границ, чтобы вот такого вот не было. Раз такое дело, пилоты полетели бомбить Москву. А тем временем система продолжает отображать всё что происходит в уже не совсем мирном небе. Ситуация возникла посреди оживлённой дискуссии между генералами и сопричастными лицами на тему стоит ли взрывать планету из-за существования на ней врагов, или всё же не стоит из-за существования на ней своего населения. И вот дискуссия грубо прервана: скоро ответ на вопрос сам собой прилетит. Все разволновались, и рациональный амовский през быстро пришёл к простой и очевидной мысли: сбейте эти бомберы, пока не долетели. И вот эта простая мысль не сразу зашла простым амовским военным: да как же так? През такое поведение не понял, и объяснял что сбить нужно ракетами, послав уже летающие в пока ещё мирном небе истребители. После этой задержки истребители получили этот приказ, но время было упущено: они таки запустили ракеты, но бомберы летели слишком быстро, и ракеты их не догнали, ну а истребители попадали насмерть в арктический океан. В этот момент все поняли что ситуация сложилась нехорошая, и през начал звонить генсеку, пытаясь объяснить всю сложность и липкость ситуации. Генсек не сразу понял, но тоже оказался рациональным, и попытался сбить бомберы своими силами, не запуская стратегические ракеты и всё остальное. Сбить бомберы не получилось -- они были вооружены не только бомбами, но и РЭБ, и активными ложными целями. Снова случилась задержка, но през продавил своих генералов на полное и безоговорочное сотрудничество с генштабом СССР по вопросу сбития проклятых бомберов пока они не долетели до Москвы. И даже после этого у амовских военных случилась задержка, уже в мозгах, в результате чего всё затянулось, и один бомбер вышел на рубеж атаки. Дальше у преза был ещё план: уговорить генсека выключить глушилки, чтобы выйти на связь с экипажем бомбера и объяснить им весь идиотизм их действий, в том числе с уговорами и плачем в телефон любимого сына командира бомбера. Генсек снова проявил рациональность и сделал как надо, но экипаж бомбера был жёстко запрограммирован, и пустивший слезу командир продолжил выполнять боевую задачу. В последний момент, понимая что уже таки всё, през уговорил генсека на жуткий размен: если эти невыносимые рукожопы таки бахнут Москву, он сам бахнет по Нью-Йорку (где у него в тот момент жена и дети), чтобы не было обмена стратегическими ударами, ну и вообще минимизация ущерба, спасение планеты и правильный поступок. В последние моменты жизни Москвы в небо полетели просто так зенитные ракеты с термоядерными зарядами, потому что последний бомбер был слишком быстр и хорош, а экипаж хорошо запрограммирован, и сбить не получилось. Заканчивается кино сценой последних моментов жизни Нью-Йорка перед амовскими бомбами. И вот после всего этого парада рукожопов под липким коричневым флагом человеческого фактора, кино заканчивается душераздирающей моралью: это техника была плохая, а рукожопы хотели как лучше. Это искренне выраженное печальное состояние ума людей, в том числе принимающих решения. Однако:
1. техника не приняла ни одного критического решения -- все решения принимали рукожопы;
2. техника была высоконадёжной, и показала способность нейтрализовывать эффекты сбоев;
3. в конце техника выполнила все задачи, в том числе экстренную связь главкома, и передала его прямой приказ экипажу рукожопов прекратить -- рукожопы тупо отказались прекратить, потому что в них программа была дефектной;
4. всю дорогу рукожопы саботировали действия техники по нейтрализации сбоя, в том числе отказами выполнять приказы.

Вот такие дела с человеческим фактором показаны в кино, которое из всего этого делает вывод об опасности техники, и не делает вывод об опасности человеков. И всё это художественное было прелюдией к реальной ситуации с разбором полёта печально известного рейса 1549, командир которого не придумал ничего лучше чем посадить заглохший пассажирский самолёт на реку с мостами посреди мегаполиса, хотя потом посчитали что скорость и высота самолёта были достаточны для посадки в аэропорте, что сразу и предложил сделать человекам местный диспетчер. Разбор этого полёта сделан другим пилотом, который похоже летал не только на больших пассажирских самолётах. Разбор сделан на основе фильма об этом инциденте, который создавался максимально реалистичным, с участием реальных героев драмы в подготовке сценария. Нет смысла выписывать всё что сказано в разборе, достаточно посмотреть сколько времени эти человеки провели в руководстве по эксплуатации(!) чтобы узнать что нужно делать(!!) в падающем самолёте(!!!), потому что к такому их не готовили. И это не какие-нибудь вчерашние студенты, а многоопытные пилоты с огромным налётом, то есть лучше не бывает. И вот находятся люди, в том числе пилоты, рассказывающие ширнармассам сказки о недосягаемых преимуществах мясных пилотов перед электрическими именно в таких вот липких ситуациях, где творческая мощь мозга человеков по их необоснованным утверждениям спасает и предотвращает, а тупая бездушная железяка уступает и не может.

Вопрос уже непраздный, поскольку все сколько-нибудь надеящиеся выжить производители авиатехники хотят присутствовать на зарождающемся рынке автономной авиации: Аирбас, Боинг, Белл и много мелких новичков. Эти люди хотят чтобы их машины летали над городами, не падали и получили доверие населения, потому объединяет будущих конкурентов нескрываемое желание выкинуть рукожопа из этой картины. Однако сделать летающую машину гораздо проще, чем сделать летающую без рукожопа машину, поэтому пока что все смирились с временным присутствием рукожопа в машине, хотя задача этого не терпит, а рынок так не масштабируется. Но всё же, вот очередная городская летающая машина "с автономией в будущем" -- Bell Nexus Air Taxi.

Пример "как надо летать" я уже показывал -- демонстратор фирмы Роквелл-Коллинз, которому уже лет 10 минимум, который уже летает внутри нескольких типов БЛА. Эта машина не только может летать на смешном огрызке самолёта, но она сотни раз в секунду определяет где и как она будет садить этот огрызок, как им рулить для следования нужной траектории несмотря на ветер и прочие возмущения, и как его посадить вслепую лишь по данным навигации и инерциальной системы. Поэтому хочется в очередной раз высказать надежду что последний пилот уже родился, иначе никаких летающих машин не будет.
Tags: техника, человеческий фактор, ものづくり
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →