Ardel'Fi (ardelfi) wrote,
Ardel'Fi
ardelfi

Зарубежные новости [52] -- ужасы водородной экономики

Когда казалось что некуда деваться от иконы политической педофи зелёной шизофрении, мощные лучи жгучего позитива разорвали темноту, и как это обычно бывает, посреди ночи. Поток новостей начался с малопримечательной новости о совместном эксперименте Японии и Австралии на 350 мегабаксов. В ходе эксперимента низкокачественный австралийский уголь из альтернативно-одарённого штата Виктория превратится в расово-чистый жидкий водород, и уедет морем в Японию, где послужит демонстрации японского расового превосходства всему остальному миру на олимпиаде 2020 года, среди прочих экспонатов. Эксперимент сразу понравился обеим сторонам. Высококачественный австралийский уголь из обычного штата Квинсленд закрывает все внутренние и экспортные потребности, поэтому низкокачественный уголь штата Виктория как-бы не нужен, особенно после закрытия угольных станций альтернативно-одарённым руководством штата. Утратив не только источник дохода, но и сидя на бесприбыльном и расово-неприкасаемом активе, власти обрадовались возможности продать его, после нескольких превращений, на экспорт, да ещё собрать лайков от собратьев по зелёному разуму. Для японской стороны, тайно испытывающей чувство вины за протупленную Фукусиму, которое усиливается дефицитом территории для размещения баков с заражённой тритием водой, и достигшей заметных успехов в использовании энергетического водорода в экономике, импорт расово-чистого водорода в стратегическом масштабе открывает возможность реализовать мечту о водородной экономике. В целом, стороны договорились, и понастроили планов на будущее. С Японией как всегда всё ясно -- Тойота, Хонда, Кавасаки и прочие проследят чтобы мечта была реализована, и правительство Японии уже уговорилось. Гораздо интереснее события в Австралии, которая исторически страдает альтернативной одарённостью не только на уровне штатов, но и на федеральном уровне.

До недавних пор, когда икона зелёной шизофрении молча сидела на горшке, Австралия спокойно жгла уголь на электростанциях, продавала его всей Азии, запретила ядерную энергетику, и не испытывала терзаний при рассуждениях о безуглеродном будущем. Это возможно, если не позволять идеям овладеть собой. Но прошло время, во власть просочились зелёные шизофреники, и начались проблемы, наиболее ярко выразившиеся в упомянутом штате, но и остальные штаты старались не отставать. Робкие попытки возобновить праздные разговоры о ядерной энергетике эпизодически случались, и сейчас вот снова, но политикам гораздо проще жить без этого. Японские идеи о водороде просочились в умы власти, и оформились в весьма недурную программу, которая пока не стала политикой, но в следующий кризисный период (как в 2008~2009) может стать инструментом фискальной стимуляции экономики (это когда заказы власти компенсируют сокращение спроса в экономике за счёт отжатых у экономики средств). В прошлый кризис, а именно в 2009, таким инструментом оказалась (или удачно подвернулась под руку) национальная широкополосная сеть номинальной стоимостью порядка 15 гигабаксов, которые постепенно превратились в 50. Было много протестов на идеологической и лоббистской основе, но на них с отвращением забили и начали строить -- и строят до сих пор. Тогда Австралия формально избежала рецессии, но на двадцать восьмом году без рецессии, и при дефиците как минимум трёх процентов ставки (исторически нужно пять) для выхода из будущей рецессии, у властей заранее подгорает по вопросу как тогда выкручиваться. И вот, главный учёный Австралии (это должность такая, вроде главного врача или главнокомандующего) выкатил публикацию, из которой лучи водородной надежды бьют прямо в сердца представителей власти.

Эксперимент в Виктории оказался материальным подтверждением развёрнутого в публикации водородного проекта для Австралии. Основные тезисы проекта сводятся к захвату (в догонку) рынка экспортного водорода в разных формах, в том числе жидкого и химически связанного; масштабному производству водорода из угля, что каким-то образом делает водород расово-чистым, хотя уголь расово-неприкасаемый; масштабной замене (со временем) природного газа на водород (в том числе в трубах, где сейчас метан), причём поначалу путём подмешивания водорода в метан, как делают с метанолом и бензином; постепенном переводе транспорта на водород; масштабном переводе промышленности с углеводородов на водород; и использовании производства водорода для накопления энергии от нестабильных генераторов, которых уже больше чем хотелось бы. Поскольку своей нефти в Австралии нет, а природный газ преимущественно идёт на экспорт, альтернативное транспортное топливо является актуальной проблемой в перспективе. В этой программе "перспектива" начинается примерно в 2030 -- на этом рубеже начинаются интенсивные преобразования, а до того они точечные, экспериментальные и прочие полумеры.

Если рассмотреть программу в контексте неминуемой (раз в 7~8 лет при капитализме, тем более после задержки на 20 лет) рецессии, водородный проект по экспорту жидкого водорода и аммиака может получить статус антикризисного федерального. Цена вопроса будет измеряться гигабаксами, возможно десятками гигабаксов, что после национальной широкополосной сети уже не пугает, тем более что проект экспортный и спрос гарантированный, а прошлый проект выплатит инвестиции власти как раз примерно к 2030 году. Если так получится, внезапно в Австралии окажется немыслимое количество водорода в разных формах, цена которого будет подогнана к паритету с ценой обычного топлива из расчёта затрат на километр. Цена оптовая будет порядка четверти розничной, что примерно наполовину дешевле чем мазут. Со строгим ценовым паритетом и традиционной долей принуждения, и уже весьма высокой технической готовностью японских компонентов водородной инфраструктуры, австралийская экономика без излишне громких стонов примет инновацию, потому что других вариантов нет и не будет -- вторичная электрификация Австралии для нужд электрического транспорта просто невозможна ни технически, ни финансово. Особенно если вспомнить что даже первичная электрификация не доведена до конца, и большая часть железнодорожной сети обходится без электричества.

Сочетание напора водорода и практической невозможности повторой электрификации в интересах транспорта, а также техническое (и наверняка финансовое) сотрудничество с уже принявшей водородное будущее Японией, а также внезапную бурную деятельность иконы зелёной шизофрении на международном уровне, вероятность водородного топлива для транспорта весьма уверенно превышает 50/50. Из этого следует один важный вывод, который пока неочевиден: будет инфраструктура водородного топлива, и производство водородного топлива, со строгим ценовым паритетом с углеводородным топливом. Этот маленький пустячок незаметно решает проблему плотности энергии в батареях, без которой (на уровне 1кВт-ч/кг) не получится летающий электротранспорт. Из этого вывода следует ещё один маленький пустячок: целевое создание экспортной водородной промышленности, одной из форм продукции которой назван жидкий аммиак, решает пробелему хранимого водородного топлива без несколько напрягающего инстинкт самосохранения давления 700 атмосфер, сделанного стандартом для автотранспорта. Жидкий аммиак содержит 17~18% водорода по массе, что в разы больше чем в таких напрягающих баках, что создаёт возможность для летающего водородного транспорта увеличить дальность с автомобильной (бак на 500~600км) до авиационной (бак на 2000~2500км), при равном массогабарите энергетической установки. Также становятся не просто любопытными, а актуальными топливные элементы на аммиаке, массовая эффективность которых примерно в два раза хуже водородных, но экономия на массе и стоимости баков компенсирует это с большим избытком. Конечно, рано или поздно власти вспомнят что нельзя просто так взять и забыть наложить акциз на новое топливо, как это делается с обычным топливом, но есть вероятность что аммиак из-за многообразия промышленных применений и экспортного значения останется за рамками традиционного топливного мытарства, как сейчас уголь.

В целом, без преувеличения внезапно, водородная экономика перешла из категории "бобёр выдыхай" в категорию "ну что вы копаетесь". Для Австралии это возможность вопреки здравому смыслу и капиталистической догме избежать рецессии ещё лет 10, в очередной раз воспользовавшись масштабными изменениями в нуждах экономик Азии. Даже если рецессия в Австралии уже фактически случилась, и её просто не назовут рецессией, как сделали в 2008, новая экспортная индустрия может перезапустить цикл в результате комплекса из фискальной стимуляции (национальные проекты) и экспорта с девальвированной валютой (это уже без вариантов). Но на австралийских дорогах Теслы по численности как были, так и останутся где-то между Ламборгини и Мазератти, потому что нельзя просто так взять и захотеть розетку где приспичило. А если дело пойдёт хорошо, то и сами дороги будут нужны далеко не для всего, всех и всегда. И вот ещё удачно совпало что грузовик "Никола Первый" будет неожиданно водородным. Предвижу немалое количество изумительных взрывов водорода из бывших газовых труб, и неожиданных химических сюрпризов с аммиаком поначалу, да и потом тоже, но врядли это что-то принципиально изменит.

Где-то в клубах легализованного дыма Элон Маск внезапно закашлял в пустоту, и пустота закашляла на него в ответ. Сладковатый запах дыма неприятно отдавал мочой*.

* запах аммиака в безопасно малых концентрациях
Tags: техника, экономика, энергетика, ものづくり
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →