Ardel'Fi (ardelfi) wrote,
Ardel'Fi
ardelfi

Пассажирская сверхзвуковая авиация (эпитафия)

Уже не раз высказывал тезис, что пик технического прогресса был пройден около 1970. Одной из иллюстраций к этому тезису была, есть и будет пассажирская сверхзвуковая авиация. Это не длинная летопись достижений и не копание в старых проектах, а лишь два эпизода с числами, датами и эпитафией.

Эпизод первый: Ту-144. Взлетел 31 декабря 1968. Следом за ним взлетел Конкорд, но его судьба принципиально похожа и отдельного упоминания не получит. Самолёт мог перевозить 100~150 пассажиров на ~пять тысяч километров со скоростью более 2000км/ч. Чтобы понять много это или мало, это перелёт Москва-Новосибирск-Гонконг (2800+4500км) за ~4 часа, или Владивосток-Гонконг (2850км) за ~2 часа, или Москва-Новосибирск-Владивосток (2800+3700км) за ~4 часа, или Москва-Дюбаи (3700км) за ~2 часа, или Сингапур-Гонконг (2600км) за ~1.5 часа. Чуть не хватало дальности для прямого перелёта Дюбаи-Сингапур и Дюбаи-Гонконг (5900км) за ~3 часа, что могло бы соединить два региональных торгово-финансовых центра планеты. Этот самолёт и вся программа сверхзвуковой пассажирской авиации постепенно стала древней историей и музейным экспонатом. Последним перестал существовать Конкорд, отлетав много лет и не получив никакой замены.

Эпизод второй: новая надежда. Через полвека после Ту-144 компания Aerion надеется сделать сверхзвуковой пассажирский самолёт к 2021 году. Он будет летать медленнее и примерно на такую же дальность, будет брать на порядок меньше пассажиров, и может никогда не будет построен (без коментариев). Основным достижением компании является снижение сверхзвукового шума. Компания финансируется на стадии теоретической разработки и ещё не приступала к конструированию самой машины. Это крайне слабо, но это лучшее, что есть на сегодня. У компании есть 50 писем от потенциальных покупателей с предварительными заказами и частичной предоплатой. 50 заказов -- это на 14 больше, чем было построено Ту-144 и Конкордов. При предварительной стоимости в 3500кг золотого эквивалента, он доступен многим сотням авиакомпаний, корпораций и состоятельных личностей, что подтверждается количеством предварительных заказов на стадии НИР(!). Однако для относительно небольшой частной компании этот проект может оказаться непосильным технологически и финансово, когда и если они достигнут стадии конструирования, поэтому результат проекта далёк от определённости. Компания ищет партнёра для производства, причём не только в штатах, но пока без заявленных успехов.

Эпитафия. Спустя полвека после взлёта сразу двух больших сверхзвуковых пассажирских самолётов, после десятилетий накопленного опыта их эксплуатации, с десятилетиями общего опыта конструирования и эксплуатации пассажирских самолётов, с достигнутым на сегодня уровнем двигателестроения для военных сверхзвуковых самолётов, наиболее близким (или наименее далёким) от построения такого самолёта (опять) является небольшая компания, которая заведомо неспособна строить их сама. Сверхзвуковой полёт давно перестал быть экзотикой, военные давно перестали быть самыми богатыми заказчиками, а военная техника давно перестала быть передовым достижением науки. Планета не стала меньше, у людей не стало меньше времени. Все прочие попытки (Ту-444, SSBJ и прочие) кончились абсолютно ничем. Кроме дорогих авиабилетов бизнес-класса, скоростной полёт сегодня регулярно нужен множеству компаний и людей для пересылки почтовых отправлений. Один пример: чтобы переслать пакет массой 500 грамм из РФ в ЮВА сегодня нужно пять дней и двести долларов. В этом пакете могут быть документы, электронные компоненты, короткоживущие изотопы для медицины, что угодно маленькое, лёгкое и дорогое, за что люди платят эту цену и ждут пять дней. Это готовый рынок, на котором нет абсолютно никакого предложения. Кто-то там хотел сделать финансово-экономический центр на дальнем востоке, развивать регион? Сверхзвуковой транспорт может сделать его ближе -- перелёт на максимальную дальность Дюбаи-Сингапур-Владивосток (11300км) за шесть часов по длительности был бы примерно равен перелёту Дюбаи-Цюрих (4800км) сегодня. Расстояние сегодня измеряется не в километрах, а в часах -- это причина тлеющего интереса разработчиков к этой теме, а также полсотни предварительных заказов на самолёт, который не полетит ещё лет десять. Что такое десять лет для заказчиков? Через десять лет многим живущим ныне заказчиками уже не надо будет далеко летать, тем не менее заказы есть даже на мечту о синице в небе. И не более чем несколько слов о проблеме сверхзвукового шума, которая не заслуживает ничего большего, и над которой ломают голову учёные Aerion: это эндемичная проблема в головах, и на значительной части платежеспособной территории планеты такой проблемы не существует, либо она имеет пренебрежимо низкий приоритет по сравнению с другими проблемами.

Я думаю, что уже никогда не увижу ничего подобного, и от этого становится грустно. В душе живёт очень маленькая, едва заметная надежда на Китай, который принципиально способен внезапным решением какого-нибудь пленума купить и скопировать дизайн Ту-144 на современном технологическом уровне, чтобы подчеркнуть свои жизненные силы и взгляд в будущее, даже если это и хорошо забытое прошлое -- это было бы очень по-китайски. И даже с этой смешной надеждой приходится признать, что к тому времени мне уже не нужно будет далеко или быстро летать.


У меня возникает вопрос: что именно умерло в людях, если при наличии технических возможностей и платёжеспособных потребностей нет никакой гражданской сверхзвуковой авиации даже через полвека после первого полёта Ту-144 и Конкорда? Неужели глядя на картинки SR-72 ни у кого больше не возникает вопрос: а где пассажирские суперсоники? И неужели люди настолько слепы и мертвы, что для любого развития обязательно нужен Хрущёв с его прямолинейным риторическим вопросом: "Андрей Николаевич, а ты вместо бомб мог бы людей возить?"


p.s. Если правильно задать вопрос, ответ найдётся быстро. Его дал вице-президент компании Галфстрим: "Чтобы сделать суперсоник выгодным, нужно позволить ему летать на сверхзвуке над землёй, что на сегодня незаконно. Мы считаетаем, что рынка не будет пока это не изменится." Вот насколько дохлым стал прогресс -- сегодня его можно остановить бумажкой одного или нескольких дряхлеющих обществ, а в 1970 в тех же обществах его не останавливала даже вероятная смерть.

Tags: dramatic irony, история, техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments