Ardel'Fi (ardelfi) wrote,
Ardel'Fi
ardelfi

Category:

Имеют ли пилоты моральное право убивать пассажиров?

Как и ожидалось, как это и бывает в большинстве случаев, пассажиры и экипаж были убиты в результате неправильных действий пилота. Разбор полёта, кто за какую ручку потянул, уже не так интересен. Двигатели работали, самолёт выполнял команды пилотов -- это преамбула.

"Самолет столкнулся с землей практически при отсутствии поступательной скорости. Средства объективного контроля уже подтвердили, что при уходе на второй круг при резком наборе высоты он потерял поступательную скорость, свалился и упал на летное поле", -- заявил Александр Нерадько, Федеральное руководитель агентства воздушного транспорта.

"Человек имеет право на ошибку, она и физически, и морально допустима и возможна, но если мы сейчас свалим все на экипаж, то можно ждать следующей ошибки экипажа, следующей катастрофы и следующих минут молчания. Надо же извлекать уроки", -- добавил лётчик-испытатель, специалист по расследованиям летных происшествий Владимир Герасимов.

"На мой взгляд, вина лежит на органах, которые пытаются управлять нашей гражданской авиацией. Причем их сейчас аж четыре штуки, до недавнего времени их было пять - я их называл "пятибоярщина" -- но ни одному из этих органов не вменена ответственность за обеспечение безопасности полетов гражданской авиации. По международным законам ответственность за это несет государство. Получается, если полномочные органы не отвечают, отвечают президент и премьер-министр, но это же, наверное, неправильно", -- отметил Герасимов.

Наверное? Итак, взгляд заслуженного пилота, с привкусом шантажа и сомнительной ссылкой на "международные законы": у человека есть право убить пятьдесят человек, уничтожить на десятки миллионов долларов чужого имущества, и винить в этом безликие "органы", и даже каким-то немыслимым образом президента и премьер-министра. В кабине уничтоженного самолёта сидели пять органов, президент и премьер-министр, или два пилота, считающих себя достаточно способными к управлению самолётом, чтобы рисковать жизнями пятидесяти человек? Тут очевидно требуется помощь опытных психологов, потому что логики в этом сугубо эмоциональном заявлении нет никакой и разбирать там нечего.

Безэмоциональный доклад технической комиссии межгосударственного авиационного комитета по инциденту.

Короткая версия: самолёт был исправен и функционален, но пилот не справился с управлением и убил пятьдесят человек.
Длинная версия: "В процессе захода на посадку экипажу не удалось выполнить стандартный заход в соответствии с установленной нормативной документацией схемой... начал уход на второй круг... задействованный в процессе захода на посадку один из двух автопилотов, был отключён и дальнейший полёт осуществлялся в ручном режиме... Двигатели вышли на режим, близкий к взлётному... Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей, самолёт перешёл в набор высоты и достиг угла тангажа около 25°. Приборная скорость начала уменьшаться. Экипаж произвёл уборку шасси. С момента начала ухода на второй круг до этого времени активных действий по штурвальному управлению самолётом экипаж не предпринимал... После уменьшении скорости со 150 до 125 узлов экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолёта в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолёта и росту приборной скорости. Максимальные углы атаки в процессе полёта не превышали эксплуатационных ограничений... Самолёт, достигнув высоты 700 м, начал интенсивное пикирование с углом тангажа, достигшим к концу полёта -75° (концу записи)... Самолёт столкнулся с землёй с большой скоростью (более 450 км/ч) и большим отрицательным углом тангажа. От момента начала уход на второй круг до окончания записи прошло около 45 сек, снижение заняло около 20 сек. Силовые установки работали вплоть до столкновения самолёта с землёй. Разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолёта и двигателей по результатам предварительного анализа не выявлено."

Что делать? Каков урок? Предлагаю обсудить с оператором этот вопрос во время очередной поездки на лифте, если удастся такой лифт найти. У автоматического лифта нет права на ошибку, но у него есть механизм недопущения падения кабины в шахту при обрыве троса, механизм недопущения защемления дверями, и прочие незаметные средства обеспечения безопасности пассажиров. У лифта нет физического допуска на ошибки, приводящие к травмам или гибели пассажиров -- инженеры записывают это в техническое задание, органы записывают это в стандарты, а юристы сожрут живьём любого, чья ошибка приведёт к убийству пассажира лифта. И наконец у лифта нет никаких моральных прав -- от него ожидается только итеративная незапоминающаяся и не попадающая в новости транспортировка пассажиров, сотен и тысяч пассажиров каждый день в крупном здании. А если лифт застревает, то ждать можно ремонтную команду, в крайнем случае МЧС, но и это не попадёт в новости, потому что никто при этом не погибает. Никому в голову не приходит обвинять безликие "органы" в каких-либо дефектах лифта -- это всегда проблемы производителя или эксплуатирующей организации. Каким-то волшебным образом, несмотря на огромную разницу в траффике, смертность от полностью автоматических лифтов в несчётных тысячах зданий на порядок ниже смертности от перевозок пилотируемой авиацией. Надо извлекать уроки: авиация может и должна достичь уровня надёжности лифтов -- "лифтёры" с моральным правом и статистической склонностью к массовым убийствам морально устарели. Нужен автопилот без права на ошибку -- вот это и есть урок.

Tags: техника, человеческий фактор, шиката га наи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments