Ardel'Fi (ardelfi) wrote,
Ardel'Fi
ardelfi

Автономия достигла дна

Стоило поучаствовать в увлекательной дискуссии о причинах задержек и растрат ИТЭРа, как вселенная вошла во вкус и подкинула новый выпуск журнала по той же тематике. Теперь предметом является автономия, а в роли главного героя выступает не простой японский бюрократ бывший профессор физики, по немыслимым причинам оказавшийся во главе сложнейшего во всех аспектах технического проекта нашего времени, а сам Илон Маск -- не требующий представления электрификатор-активист всея планеты (а также одной соседней). После большого внимания, привлечённого интересными функциями автоматизации автомобиля, Маск понял что это таки да важное дело, и делать его нужно вчера, или в крайнем случае до завтра. Неважно что ещё десять лет назад это было написано доступным языком в общедоступных программных документах сразу нескольких организаций армии штатов -- тех же штатов, в которых Маск трудится над своими проектами -- главное участие что человек искренне проникся и заговорил. Поэтому делать это он будет практически сам, в ручном режиме отбирая программистов по образцу кода, о чём и заявил через свой твиттер.





Я подчеркнул самое интересное: полная и всесторонняя автономность, сверхвысокая важность. Чтобы понять что это значит, посмотрите на своего кота, собачку или птичку за окном -- это примеры полной и всесторонней автономности, которых полно вокруг вас на любом масштабе от бактерий на коже до слона в городском зоопарке. Наглядных технологических примеров у меня для вас нет, потому что наука пока не в курсе дела это знание, и тем более технология построения систем управления на его основе, пока не созданы или не открыты широкой общественности, включая Маска. Напоминаю, не менее десяти лет назад амовские военные целенаправленно, упорно и профинансированно развивали этот последний элемент новых систем оружия, которые им очень хочется иметь, потому что это абсолютное оружие. Цитаты об автономии из The Navy Unmanned Undersea Vehicle Master Plan издания 2004 года.

Autonomy. The ability to operate independently for extended periods creates a force multiplier that allows manned systems to extend their reach and focus on more complex tasks. Costs may be reduced when sensors or weapons are operated from the smaller infrastructure of a UUV rather than entirely from manned platforms.
[...]
As capability evolves, a major issue to be addressed is the level of autonomy. Ideally, the system will be capable of detecting, recognizing and avoiding threats of a varied and mobile nature.
[...]
Unmanned MCM (mine counter-measures) by 2015 is possible, but this envisioned cooperative autonomy is not likely until further in the future.
[...]
Autonomy: Ideally, the vehicle will be able to operate effectively in the complex, cluttered environment without the need for direct human supervision. While this remains in the future, the ability of the vehicle to independently identify targets of interest would greatly reduce the operator workload.

Сухие цитаты лучше всего иллюстрируются таблицей ниже. Красная горизонтальная полоска в строке "Autonomy" -- это всё что нужно знать о состоянии развития этих знаний и (несуществующей) технологии на 2004 и 2015 год -- тремя буквами это состояние выражается как "увы". К чести флота штатов, они хорошо понимают разницу между автономией (то что им хочется с 2004 года) и автоматизацией (то что в 2015 получилось у Маска), и не путают эти два термина, как это обычно бывает.
Стоит привести ещё одну цитату из того же документа, которая могла бы привлечь внимание Маска, если бы он читал такие вещи.


Autonomy issues are key to all the UUV missions. The need for long-term independent operation is the basis for the ISR, ASW, and MCM missions. These require the ability to transit long distances, detect, assess, and avoid potential threats; and collect information independent of direct human operation. Another aspect of autonomy issues is the operation and coordination of multiple vehicles. This is key to accomplishing large scale MCM and oceanography tasks, both for object sensing and intervention and ocean survey applications.

Ничего не напоминает? Это небольшая часть задач, стоящих перед системой управления полностью автономного автомобиля. Кроме того, дорожное пространство принципиально отличается от подводного по уровню сложности, динамизму, плотности распределения и (не)предсказуемости объектов, с которыми придётся безопасно и легально взаимодействовать, а не просто найти, подобраться поближе и взорвать. За десяток лет некоторый прогресс у военных должен был быть, но никаких прорывов у них нет (такое не спрячешь) -- идёт медленное улучшение и развитие автоматизации в сторону автономии. И вот, озарённый Маск пишет в твиттере что возжелал зашакалить у какого-нибудь программиста эту без преувеличения магическую технологию за зарплату, хотя военные сегодня же без вопросов выложили бы за такую технологию гигабаксы корпорациям уровня Raytheon и Boeing. Но таких программистов нет, и программисты вообще не имеют отношения к этому -- в той же степени, как сантехник не имеет отношения к гидродинамике плазмы в термоядерном реакторе. У всех программистов есть или хоть раз побывали в руках полностью автономные и абсолютно бесплатные котики и собачки, но это никак и никому из них не помогло совершить прорыв в технологии автономии. Есть бездна между программированием и автономией, и через неё нет ни мостов, ни другого сообщения.

Теперь выводы. Осознание ключевого значения технологии автономии достигло самого дна интеллектуальной части человечества -- миллиардеров-активистов. Это очень хорошо. По важности и значению эту технологию можно сравнить лишь с энергией синтеза для энергетики. Однако по сложившейся традиции самые важные и прорывные задачи оказываются на ручном управлении у случайных людей. Это замечательно, и нет достаточных слов благодарности этим людям, потому что они дают время (очень много времени) и создают запрос (постепенно и необр растущий) для других людей, которые при наличии всего этого, и некоторого везения, могли бы создать эти технологии и правильно распорядиться ими. Именно распорядиться, потому что люди, способные создать такое, не опубликуют это в журнале, и не попросятся на интервью -- они заранее знают что с этим делать.
Tags: ларс, техника, человеческий фактор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments