Ardel'Fi (ardelfi) wrote,
Ardel'Fi
ardelfi

Право пилотов убивать пассажиров [03]

Пока настоящая причина катастрофы самолёта Flydubai ещё остаётся неопределённой, слитая в СМИ часть информации из рекордера указывает на очередную дисфункцию пилота, последствием которой стала смерть всех пассажиров и экипажа. Эта информация никак не отвечает на вопрос почему на видеозаписях последних секунд падения самолёта его двигатели выглядят горящими, поэтому делать окончательный вывод на основании записи рекордера нельзя. Тем не менее, эта очень интересная запись стоит внимания.

Версия специалистов такова. Отключив автоматику, пилот попытался вывести "Боинг" в горизонтальный полет, но именно в этот момент в режим пикирования включился стабилизатор, он находится у киля. В этом режиме руль высоты уже не имеет никакой эффективности, на штурвал самолет практически не реагирует, и пилоты явно не понимали, что в резком пике виноват стабилизатор. Почему включился в режим пике стабилизатор — вопрос. Он приводится в действие кнопкой, которую пилоты называют "кнюпель". То есть во время турбулентности командир, переходя в ручной режим, мог случайно зацепить этот кнюпель, и не заметил, так как жаловался до этого на хроническую усталость. В ином случае — это какой-то еще невиданный сюрприз автоматики. Последние шесть секунд в кабине, по словам нашего источника, слышен нечеловеческий крик.
Коментарий журналистов о "невиданном сюрпризе автоматики" лучше всего показать на нескольких слайдах, где показаны кнопки отключения автопилота (по одной у обоих пилотов) и кнопки ручного управления стабилизаторов (по комплекту у обоих пилотов), а также часть логики их работы -- и ответы на "вопросы". Если верить этим слайдам, автопилот отключается если пилот нажимает одну из кнопок ручного управления стабилизатором. Функция одной из таких кнопок обозначена как "нос вниз"; также "нажатие на эту кнопку отключает автопилот".

Это далеко не первый и не последний эпизод посадки (или взлёта) под управлением пилота с отключёнными мозгами в кризисной ситуации. Ранее рассмотренный эпизод с отказом двигателя (одного из двух) на взлёте показал отключение пилотом последнего работающего двигателя, с последовавшей катастрофой самолёта. В 2006 году был интересный эпизод с посадкой бомбера с невыпущенным (но полностью функциональным) шасси -- пилоты целенаправленно проигнорировали несколько звуковых сигналов предупреждения от систем самолёта, а потом и вовсе отключили их, после чего посадили бомбер на пузо, проехав на нём два с половиной километра по бетону. Во всех эпизодах главную роль исполняли опытные профессиональные пилоты, подготовленные разными организациями, по разным программам и методам, для управления разными самолётами.

Остаётся лишь удивляться сколько ещё потребуется таких эпизодов, или сколько ещё пассажиров должны будут умереть, чтобы отключённые смесью кортизола с мелатонином мозги, и дрожащие от адреналина руки, были наконец исключены из контура управления самолётом, где сегодня они не нужны даже даром, и чтобы полёты пассажирской авиации больше не заканчивались нечеловеческим криком.
Tags: техника, человеческий фактор, шиката га наи
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments

Featured Posts from This Journal