Версия специалистов такова. Отключив автоматику, пилот попытался вывести "Боинг" в горизонтальный полет, но именно в этот момент в режим пикирования включился стабилизатор, он находится у киля. В этом режиме руль высоты уже не имеет никакой эффективности, на штурвал самолет практически не реагирует, и пилоты явно не понимали, что в резком пике виноват стабилизатор. Почему включился в режим пике стабилизатор — вопрос. Он приводится в действие кнопкой, которую пилоты называют "кнюпель". То есть во время турбулентности командир, переходя в ручной режим, мог случайно зацепить этот кнюпель, и не заметил, так как жаловался до этого на хроническую усталость. В ином случае — это какой-то еще невиданный сюрприз автоматики. Последние шесть секунд в кабине, по словам нашего источника, слышен нечеловеческий крик.Коментарий журналистов о "невиданном сюрпризе автоматики" лучше всего показать на нескольких слайдах, где показаны кнопки отключения автопилота (по одной у обоих пилотов) и кнопки ручного управления стабилизаторов (по комплекту у обоих пилотов), а также часть логики их работы -- и ответы на "вопросы". Если верить этим слайдам, автопилот отключается если пилот нажимает одну из кнопок ручного управления стабилизатором. Функция одной из таких кнопок обозначена как "нос вниз"; также "нажатие на эту кнопку отключает автопилот".
Это далеко не первый и не последний эпизод посадки (или взлёта) под управлением пилота с отключёнными мозгами в кризисной ситуации. Ранее рассмотренный эпизод с отказом двигателя (одного из двух) на взлёте показал отключение пилотом последнего работающего двигателя, с последовавшей катастрофой самолёта. В 2006 году был интересный эпизод с посадкой бомбера с невыпущенным (но полностью функциональным) шасси -- пилоты целенаправленно проигнорировали несколько звуковых сигналов предупреждения от систем самолёта, а потом и вовсе отключили их, после чего посадили бомбер на пузо, проехав на нём два с половиной километра по бетону. Во всех эпизодах главную роль исполняли опытные профессиональные пилоты, подготовленные разными организациями, по разным программам и методам, для управления разными самолётами.
Остаётся лишь удивляться сколько ещё потребуется таких эпизодов, или сколько ещё пассажиров должны будут умереть, чтобы отключённые смесью кортизола с мелатонином мозги, и дрожащие от адреналина руки, были наконец исключены из контура управления самолётом, где сегодня они не нужны даже даром, и чтобы полёты пассажирской авиации больше не заканчивались нечеловеческим криком.